Река Ай.

Прислал: ???

Точка начала: поселок Куса
Точка конца: деревня Лаклы
Продолжительность: 14 дней (всего 9 стоянок, 4 дневки)
Расстояние по воде: 140 км
Участники: 14 человек и Шелька (Ускова Лена, Шамсутов Булат, Светка, Артемка, Оксанка, Рустик, Колям, Гоша, Козлов, Я, Десяткин Женя, Ефимов Слава, Гайдук Инна, Плотников Сергей)
Плавсредства: ПСН-10, 2 байдарки, 3 двухместки "Апрель", двухместка Коляма.

Летом 1991 года мы решили сплавится по реке Ай второй раз. На этот раз мы планировали начать сплав в верховьях и закончить его там же, где и в первый раз - в деревне Лаклы. Точка начала маршрута была выбрана на 100 километров выше по реке от поселка Межевой - точки начала нашего первого сплава по Аю. Мы взяли с собой ПСН-10. Он был в поганом состоянии и мы клеились каждый божий день. Козлов взял для ПСН-а алюминевую тележку с надувными колесами, поскольку плот был неподъемным. Кроме того мы взяли две байдарки. На месте, одна оказалась некомплект.

Этот сплав побил все рекорды нестабильности состава участников. В первоначальный состав не входил Рустик, который догнал нас на второй день на двухместном "Апреле". Примерно на пол-пути до Межевого нас догнали самостоятельно сплавляющиеся на двух "Апрелях" одногруппники из университета (Десяткин, Гайдук, Ефимов, Плотников) и дальше мы плыли вместе. Через несколько дней сплава, оторвались и ушли вперед на байдарке Булатик, Артемка и Оксанка. Булатик и Артемка должны были сразу же вернуться из города и ждать нас в Межевом, но так и не приехали. В Межевом почти все решили ехать домой и не плыть до Лаклов. До конца поплыли лишь Десяткин, Ефимов, Плотников и Гоша.

Кроме значительного колебания состава участников и разнообразия плавсредств, этот сплав запомнился неплохими стоянками и частыми играми в преферанс. Река была грязновата и рыбалка была скверная, однако Артемка выловил на спиннинг двух здоровенных голавлей длиной с локоть.

Начальным составом (без Рустика и ребят из университета) мы доехали на поезде до станции Бердяуш. Отсюда ходила электричка в Кусу. В Бердяуше мы оказались в 4 часа утра и до отхода ближайшей электрички было около 9 часов. В зале ожидания было пусто и тихо. В углу гордо возвышался памятник Ленину, сделанный в натуральную величину, если не больше. Мы оккупировали территорию между двумя скамейками и заставили ее рюкзаками. Кто-то попытался сразу уснуть на рюкзаках. Остальные бесцельно шатались по вокзалу. Около 8 часов утра в зале начали появляться люди. Вскоре взошло солнце и проснулись мухи. К полудню стало жарко. Людей было много, в зале было накурено и мухи уже не давали даже спокойно сидеть, не говоря уже о сне. Ленин, у которого при дневном свете стало отчетливо видно пыль на лысине, молчаливо взирал на всю эту кутерьму. Наконец приехала электричка и увезла нас из этого бардака.

На станции Куса мы стали накачивать плот и тут выяснилось, что кроме клапанов для спуска, у плота еще есть две дырки для баллончиков со сжатым воздухом, посредством которых плот надувается. Пришлось забить их деревяшками. Наконец мы накачали наш ПСН и поплыли. Вскоре пошел дождик и мы натянули полиэтилен. Грести стало невозможно. Плот несло течением, которое было довольно слабым и мы недалеко уплыли. Уже темнело и мы встали на первой же поляне на правом берегу. Ночью лежали у костра, слушали Pink Floyd и смотрели на звезды.

Утром мы написали письмо Рустику закрепили его на связанных крест-накрест деревяшках и и повесили его на куст, так, чтобы его было хорошо видно с воды. Рустик нас догнал на следующий день, когда мы уже уплыли за Петропавловку. Письма он не заметил. Рустик ехал по другому маршруту. Он доехал на поезде до Златоуста, а оттуда до Кусы на автобусе (через Медведевку). Там он надул свой Апрель и погреб что есть сил. Сожрав по дороге банку сгущенки он за 3-4 часа прошел весь наш вчерашний путь и догнал нас. Когда до плота оставалось несколько десятков метров, Рустик издал победный клич, бросился в речку и поплыл к нам. Радость встречи была взаимной.

Единственным минусом стоянки были камни под тонким слоем песка и грунта, а это затрудняло вбивание колышков для палаток. Козлов тогда взял собой свою "душегубку" и стальные 200-миллимитровые гвозди в качестве колышков. Гвозди входили в грунт только наполовину и болтались в песке, как карандаш в стакане. Колям с Рустиком пошли рыбачить и наловили подустов. На отмели также было много пескарей и мы их ловили банкой и жарили с луком. Утром произошел неприятный случай. У мешка с гречкой отвалилось дно и вся гречка оказалась на песке. Мы собрали сколько могли, позавтракали и поплыли дальше.

Встали мы в тот день в лесу на правом берегу. Нас там слегка затопило и мы пили Рустикину водку, которая запахом смахивала на масляную краску. Вечером, как раз во время ужина ветер подул из леса и принес с собой страшный духан. Пахло таким тухляком, будто в десяти метрах от стоянки разлогалось стадо дохлых лошадей. Запах был плотным и резким и быстро рапостранился по всей поляне и берегу. Все схватили тарелки и побежали кто куда искать место со свежим воздухом. Запашок стоял довольно долго. Мы даже, затыкая носы, углубились в лес, чтобы найти источник и уничтожить его. Мы ничего не нашли, а ветер вскоре стих и вонь развеялась.

Утром мы поплыли дальше. Тем временем вторая группа начинала свой сплав в Кусе. Они проехали тем же маршрутом через Бердяуш и по странному стечению обстоятельств встали на месте нашей первой стоянки. Они нашли письмо Рустику и, таким образом, узнали, что мы плывем впереди. Мы в тот день доплыли до очень красивого места, чем-то напомнившим нам стоянку в березках на первом сплаве по Аю. Стоянка была на правом берегу - высокая сухая поляна с редкими березками и хорошим сходом к воде. Мы проплыли совсем немного, но решили остановиться и сделать дневку. Погода стояла отличная, полиэтилен на палатки мы не натягивали и все выспались всласть. Днем мы играли в преферанс, катались на байдах, ловили рыбу и вообще отдыхали как могли. Вторая группа тем временем плыла без дневок и постепенно догоняла нас. Вечером от нас уплыли на байдарке Булатик, Артемка и Оксанка. Оксанке надо было вернуться в город, а Артемка с Булатиком обещали вернуться и ждать нас в Межевом через несколько дней.

Выплыли мы с той дневки сокращенным составом: ПСН со всей толпой и лодка Рустика с самим Рустиком в ней. Не успели мы отплыть от стоянки, как Рустик, плывя на своем "Апреле" спиной вперед не заметил единственный торчащий из воды на полметра огромный булыжник и въехал в него на полном ходу. Нужно отметить, что река в этом месте была широка как "страна моя родная" и вероятность того, что Рустик найдет этот камень была пропорционально низка.

Следующая стоянка была сделана на правом берегу в районе деревни Кулбаково. У противоположного берега плавала какая-то выдра и Колям с Рустиком поплыли ставить на нее сеть.

Ближе к вечеру нас осчастливили своим появлением друзья из университета и мы решили дальше плыть вместе. Мы сделали дневку и утром я и Козлов пошли в Кулбаково искать телефон, чтобы позвонить в Уфу и предупредить Артемку, что мы задержимся и не сможем приехать в Межевой к сроку. До деревни было два часа ходьбы и мы не очень торопились. Мы шли и собирали маслята и бруснику. В деревне мы ничего не нашли, а на обратном пути заблудились. Мы долго гуляли по лесу, пока не вышли на какой-то ручей. Вспомнив карту мы решили, что это ручей, впадающий в Ай парой километров ниже нашего места стоянки. Мы прикинули направление и пошли в сторону реки. Вскоре мы услышали шум переката, а еще через час мы были в лагере. Почти всю собранную бруснику, мы сожрали по дороге, а маслята пришлось выкинуть, потому, что никто не хотел их готовить. Мне также пришлось выкинуть панамку, куда мы собирали эти грибы. От такого обращения она поменяла цвет.

Утром следующего дня я проснулся от звука капель падающих на поверхность спальника. Спальник не промокал насквозь и у меня на груди уже образовалось небольшое озерцо. Козлов тоже лежал в луже. Страшно матерясь мы вылезли из палатки и вынули все вещи. Дождик прекратился, но погода была совсем не солнечная и высушиться мы не успели.

Дальше мы плыли двумя группами. Основная толпа плыла на плоту, а Рустик присоединил свой "Апрель" к двум "Апрелям" друзей и они плыли своеобразным тримараном. Помниться Женя Десяткин лежал на бортах между двумя связанными лодками. Ничем хорошим это не кончилось - лодки разъехались и Женя искупался.

Я тоже сумел искупаться на потеху всем остальным. Мы подъехали к нависшей над водой черемухе и стали угощаться лесными дарами. В процессе потребления продукта плот отнесло в сторону и я рухнул в речку во всей одежде. Погода была ветренная и одежда скоро высохла. Жалко было часы, которые я потом два дня сушил на солнце но так толком и не высушил.

В тот день мы доплыли до деревни Александровка. Деревня была большая, а речка так сильно разлилась, что одновременно пропали и течение и глубина. Колям, Светка и Козлов вылезли вместе с Шелькой, в начале деревни и пошли пешком на другой конец. Оставшись втроем, Гоша, я и Ленка должны были доплыть на облегченном плоту до конца этого грандиозного разлива и подобрать там Козлова и всех остальных.

В тот день мы плыли очень долго, за деревней не было хороших стоянок. У каждой возможной стоянки находились свои противники. Все переругались страшно. Особенно разозлились Светка с Ленкой, которые не гребли и, поэтому, замерзли. Ко всем бедам добавилось то, что после проплывания через мели Александровки, плот начал пропускать воду и все, что было внутри плота, включая Светку с Ленкой, быстро промокло. Все мужики гребли сидя на баллонах и наша "репутация" оказалась неподмоченной. В конце концов при обсуждении очередной стоянки девчонки взбунтовались, выпрыгнули в воду прямо в одежде и обуви и пошли на берег. Мы встали на ночь на левом берегу на небольшом выкосе возле стога сена.

На следующий день мы встали недалеко от Межевого. Мы шли по графику и через день должны были встретить Артемку с Булатиком в Межевом. Место стоянки было очень хорошее. Прямо на поляне, где мы стояли, бил родник и стекал ручьем в реку.

Последняя ночь была тихая и звездная, но утром небо затянуло и пошел дождь. Какой-то мудак ночью пошел "звонить" и зацепил ногой веревку, которая держала полиэтилен на "душегубке", где спали Козлов и я. Утром мы проснулись в луже, впрочем, уже не в первый раз. Дождь лил не переставая, но мы не могли сделать дневку, так как в Межевом нас должны были ждать Артемка с Булатиком. Собирать палатки под дождем, а потом сушить их дома, развесив в толчке, тоже никто не хотел. Все сидели в палатках и резались в карты, а группа из четырех человек пошла в Межевой пешком встречать чуваков. До Межевого было четыре часа ходьбы, и ребята порядком вымокли и устали. Когда они вернулись, дождь уже прошел и во всю светило солнце. Рустик вылил из, взятых у меня напрокат, сапог около литра воды и сказал, что чуваки не приехали и что последний автобус до Сулеи отходит около 10 часов вечера. Мы высушились и, отобедав, выплыли. Большинство решило не плыть дальше и вернуться домой.

Задолго до Межевого, на реке начались какие-то пионерские лагеря и мелкие хутора. Река была мелка и широка. Течение было слабое и мы гребли изо всех сил. Переход завершился около семи вечера. В Межевом ребята стали разводить костер, а мы с Козловым пошли в местный магазин. В магазине Козлов купил курево. "Магна" тогда стоила около 6 рублей и местные жители считали это дорогим удовольствием. Видимо поэтому, сигареты можно было покупать поштучно, по 29 копеек за одну сигаретину. В тот день, ребята, в общей сложности, купили четыре пачки, чем наверняка сделали магазину месячный план. Кроме этого мы купили арбуз и сожрали его на ужин.

Вечером почти все уехали в Сулею и вернулись домой, а четверо поплыли дальше, до Лаклов. По их рассказам, на оставшейся части пути была дождливая погода. Этот кусок маршрута от Межевого до Лаклов был повторением нашего первого сплава по Аю, но они прошли его всего за два перехода.